Луганский республиканский центр экстренной
медицинской помощи и медицины катастроф

(022) 50-81-10 Приемная
(022) 50-83-91 Оперативный диспетчер
Российская Федерация, Луганская Народная Республика,
г. Луганск, ул. Щаденко, 10а
ambulance.lg@yandex.ru

шаблоны joomla сайт визитка
Скачать Joomla 3 шаблоны бесплатно

Новости

июля 26 2018

В.Путин: Добрый день! Поговорим о развитии отрасли в целом?

В.Скворцова: Владимир Владимирович, в майском Указе и в Вашем Послании обозначены очень серьёзные задачи и цели, стоящие перед здравоохранением. Фактически они выливаются в исполнение национальной цели по увеличению продолжительности жизни и снижению смертности во всех возрастных группах.

Вместе с нашими демографами мы остановились для изучения на самом оптимистичном прогнозе – возможности снижения смертности – и заложили показатели, которых мы будем стараться достичь, даже лучше самых оптимистичных прогнозов.

Мы проанализировали, каким образом можно максимально снизить смертность. По лучшим прогнозам Росстата, это может быть к 2024 году минус 160 тысяч смертей. Мы попытаемся достичь минус 228 тысяч. У нас есть всего три такие возможности: это борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями (самый большой вклад в суммарный результат), с онкологическими заболеваниями (несколько ниже) и снижение смертности у детей всех возрастных групп. Здесь, конечно, речь идёт прежде всего о сохранении здоровья наших поколений. Это три основные компоненты, которые легли в основу нашего национального проекта «Здравоохранение».

Важно отметить, что 50 процентов успеха в достижении этих показателей заключается в развитии первичной помощи и профилактике разных видов. И это четвёртая компонента. И, кроме того, это наши «сквозные» программы, которые необходимы для обеспечения основных результатов, это смысловое наполнение. Фактически качество медицинской помощи, которое сейчас уже обеспечивают созданные по Вашему поручению национальные профильные медицинские исследовательские центры.

Фактически это «отраслевые генералы», каждый возглавляет и руководит медицинскими профильными подразделениями всех 85 регионов, это квалифицированные кадры, это отдельные программы и цифровые технологии. На основе этого анализа и составлен национальный проект. Он состоит из восьми федеральных проектов: четыре основных – смысловых, три сквозных – обеспечивающих. И восьмой проект, который Вы нам поручили тоже реализовать, – это развитие экспорта медицинских услуг.

Нужно отметить, что за два года мы достаточно резко увеличили въездной медицинский туризм, уровень [поднялся] с 20 тысяч до более 110 тысяч. В прошлом году это уже было 250 миллионов долларов, которые позволили нашим медицинским организациям дополнительно развиться. Мы ставим перед собой амбициозные задачи на последующий период, я так думаю, что мы выполним задачу в четыре раза увеличить объём [экспорта медицинских услуг]. Может быть, и больше увеличим.

В основе реализации всех этих федеральных проектов мы заложили пять принципов, которые будут работать в каждом проекте. Прежде всего это профилактика. Это и здоровый образ жизни, мотивирование и параллельно создание условий [для этого]. Это федеральный проект в национальном проекте «Демография», и он уже сейчас активно реализуется силами лучших российских психологов, социологов, плюс нормативная база и инфраструктура.

Вы дали нам поручение перейти в течение шести лет на ежегодный профилактический осмотр всего населения страны. В прошлом году у нас диспансеризацию прошли 48,5 миллиона человек, вместе с профосмотрами – 58,4 миллиона человек. Мы планируем уже к 2021 году выйти более чем на 80 миллионов и, соответственно, на 90 процентов населения (это более 130 миллионов) в 2024 году.

Важно отметить, что профосмотры меняют своё качество, регламенты обновлённые. В этом году мы запустили три современных онкологических скрининга на наиболее распространённые виды рака, и на перспективу у нас есть план дополнительно поднять планку профосмотров.

Второй момент – это качество медицинской помощи. Это достаточно сложный сегмент абсолютно для всех наших проектов, поскольку в России никогда не было единых национальных стандартов качества. За последние пять лет мы разработали с нашим экспертным сообществом впервые консенсусные документы, клинические рекомендации, критерии качества. Сейчас они уже широко внедряются по стране. Задачей национальных медицинских центров является их внедрение в профильных подразделениях всех регионов нашей страны.

И конечно, кадры, которые должны будут это реализовывать. Достаточно жёсткие стоят задачи на эту тему в Указе. Мы планируем уже в 2021 году выйти на 92-процентную укомплектованность первичного звена средним персоналом и 88-процентную – врачами. Фактически на тотальную укомплектованность мы выйдем в 2024 году. Расчёты эти все есть. Параллельно мы укомплектовываем сердечно-сосудистую и онкологическую службы.

В этом году уже более 100 тысяч врачей занимаются дистанционно через федеральный портал непрерывного медицинского образования. Мы выйдем, включив туда средний персонал, фактически на два миллиона сотрудников в 2024 году. И из года в год мы вводим аккредитацию, допуск к профессиональной медицинской деятельности, которая позволяет нам фактически допускать к работе на соответствующих должностях только тех, кто соответствует критериям.

Важнейшее направление – это доступность медицинской помощи, большая часть Указа посвящена этому. Уже к концу 2021 года мы полностью обеспечим доформирование первичной медико-санитарной помощи, в том числе на селе. Начиная с этого года в этом году мы построим 315 ФАПов [фельдшерско-акушерских пунктов] и врачебных сельских амбулаторий, закупим 206 мобильных комплексов для населённых пунктов с численностью населения до 100 человек. У нас есть чёткая линейка: каждый год мы знаем, что мы будем делать, в 2021 году проблема перестанет существовать.

Мы не только построим новые ФАПы там, где их не хватает. Хотела бы обратить внимание, что мы работаем на основе геоинформационной системы, которую мы сделали в конце 2015 года. Система живая, обновляемая, и для каждого населённого пункта мы видим в стране, для всех 157 тысяч [населённых пунктов], риски несвоевременного получения того или иного вида медицинской помощи. Мы обновим около 1200 ФАПов, которые находятся в состоянии, близком к аварийному.

Кроме того, мы к 2021 году создадим во всех регионах страны центральные диспетчерские (на самом деле половина регионов уже их имеют), которые фактически соединят скорую наземную помощь и скорую санавиацию. Для нас очень важно уйти от территориально-административного принципа и оказывать помощь той бригадой, которая находится наиболее близко к человеку, которому она требуется.

Безусловно, мы уже активно развиваем телемедицину сейчас. К концу года полностью будет сформирована вертикально интегрированная телемедицинская связь между нашими 22 национальными центрами и, соответственно, всеми 85 регионами. Мы надеемся, что с 2019 года мы пошагово начнём внедрять и новые принципы телемедицины «врач – пациент».

Конечно, не могу не сказать, Владимир Владимирович, о комфортности и уважительности медицинской помощи. Я помню, как менее чем год назад, в августе, мы были вместе в Кировской области и смотрели одну из первых так называемых бережливых поликлиник, поликлиник комфортных. Вы спросили тогда: «Будут ли другие такие?» Сейчас уже 1147 в 40 регионах, и мы планируем в течение трёх лет 3800 поликлиник и детских поликлинических отделений полностью погрузить в эту систему, и потом более половины взрослых [поликлиник] мы тоже успеем погрузить до конца 2024 года.

Это реально работает, тиражирование этой [системы] не снизило её эффективности. Мы действительно видим от двух до пяти раз снижение времени ожидания и уход от очередей. Кроме того, этот блок имеет ещё один компонент – это развитие страховых представителей этого института. Сейчас их уже 9000, они работают всё лучше и лучше.

В.Путин: Чтобы они были прямо в медучреждениях?

В.Скворцова: Они присутствуют в медучреждениях. В прошлом году они 22 миллиона взрослых пригласили СМС-оповещениями на профилактические осмотры, и 60 процентов людей отреагировало в течение трёх недель. Мы видим, что люди, когда видят какое-то человеческое участие, реально откликаются и отвечают.

Сейчас мы делаем специальные программы для страховых представителей, чтобы они говорили человеку о том, в какую группу здоровья он попал, помогали находить правильных специалистов для диспансерного наблюдения, то есть они становятся членами команды. Мы закладываем такой показатель в нацпроекте, чтобы каждая страховая медицинская организация в каждом из регионов создала офис защиты прав пациента, чтобы уйти от судебных разбирательств, внедрить современные методы медиации и, соответственно, досудебное устранение первичных конфликтов.

И конечно, инновации. Мы активно развиваем наш кластер, направленный на инновационное развитие. 2016 год связан у нас с вакцинологией, и мы сделали несколько отечественных оригинальных препаратов, в том числе [применяемых] при особо опасных инфекциях. В прошлом году это были автоматизированные приборы, определяющие биопатоген.

В этом году у нас идут 25 проектов, мы делаем акцент на онкологию прежде всего. Уже к концу следующего года у нас появится несколько уникальных тест-систем. Мы выйдем на методы жидкостной биопсии, которая позволяет задолго до клинической манифестации предполагать возникновение рака. И это персонифицированные методы лечения.

В.Путин: Тут есть кооперация с фармацевтической и медицинской промышленностью.

В.Скворцова: Очень активная.

В.Путин: Помните, говорили неоднократно, ОПК особенно обижается, что у них нет заказов.

В.Скворцова: У нас будут на самом деле уникальные препараты. Уже сейчас мы запускаем технологии. Это технологии, когда из человека берут его Т-лимфоциты, модифицируют и запускают обратно, и через шоковое состояние, иммунный сбой, человек выходит из болезни.

Онковакцина, причём персонифицированная. Это будет очень интересно, и аналогов пока в мире таких вакцин нет. И онколитические вирусы.

Работает молодая, очень интеллектуальная и оптимистично настроенная команда, собранная практически из всех регионов.

В.Путин: За границей тоже развивают это направление.

В.Скворцова: Мы знаем, соответственно, аналоги, которые они развивают, и фактически опираемся уже на тот опыт, который есть у них, и мы хотим пойти дальше. Исходя не просто из опухолевого биоптата, а из возможности с помощью биоинформационных технологий, математических, определять реперные белки, которые значимы для развития опухоли конкретного человека, и делать «коктейль» из различных белковых препаратов, который может просто вызывать регресс опухоли. Она просто уходит.

У нас есть опыт, так скажем, упрощённого подхода. Один из пациентов у нас получил такое лечение в этом и в прошлом году, и мы видим результат. Потому что речь шла о глиобластоме, уже коме и отёке мозга. На этом препарате ушёл отёк, потом уменьшилась опухоль, человек вышел на работу, с тех пор прошёл уже почти год.

Мы делали уже три подкола этой вакцины. Мы видим на ПЭТ-исследовании, что сохраняются «горячие точки», то есть точки роста, мы не можем пока полностью взять и вылечить его. Нам нужно просто глубже ещё погрузиться и найти одновременное влияние на разные локусы этой опухоли. Поэтому я так думаю, что это правильный путь и будут результаты.

Можно про онкологию два слова сказать?

В.Путин: Конечно.

В.Скворцова: Хочу показать, Владимир Владимирович, с 2012 года у нас есть определённые позитивные результаты, увеличилась пятилетняя выживаемость, снизилась одногодичная летальность. Но если посмотреть стандартизованные показатели смертности по онкологии, мы очень близки к Европе. Это стандартизованный показатель по структуре населения. Вместе с тем мы пока отстаём в выявляемости, они выявляют намного больше и на ранних стадиях. И летальность у них ниже, у нас 22,5 процента, у них – 17 процентов.

Мы поставили к 2024 году цель – достичь европейских показателей, так скажем, чуть выше их сегодняшнего уровня. Мы разработали программу, которую разрабатывали более 60 наших ведущих профессоров, онкологов, радиологов, радиофизиков, радиохимиков и так далее. Если сумеем её реализовать, мы всю российскую медицину выведем на качественно иной уровень.

Суть этой программы заключается в том, что в первичном звене мы формируем тотальную настороженность через онкоскрининги. В том случае, если есть предположение, мы формируем межрайонные амбулаторно-онкологические центры (их несложно сформировать, они не требуют никакого строительства, это абсолютно организационное мероприятие), которые позволяют в течение двух недель поставить диагноз. В случае сомнений мы формируем 18 референс-центров, которые работают, в том числе в цифровом формате, по морфологии, иммуногистохимии и МРТ, КТ. Задача этого первого периода стоит в формировании правильного диагноза на основе международного кода. К сожалению, сегодня наш код диагностический в большинстве регионов заполняется лишь наполовину – локализация и близкие и отдалённые метастазы. Но много ошибок в морфологии, иммуногистохимии и совсем не смотрится генетика.

Скажем, опухоль молочной железы у женщины одной и той же локализации, но может быть пять генотипов, и это пять разных протоколов лечения с разными абсолютно препаратами. Фактически мы подготовились к этой программе. Мы создали 77 клинических рекомендаций, а внутри их 940 моделей пациентов.

Это первая стадия. А следующая стадия уже лечится совсем по-другому, например рак желудка. Мы не просто прописали это всё. Мы просчитали каждый блок, мы всё сделали с точки зрения международных кодов, с понятным абсолютно распределением препаратов внутри каждой группы.

Таким образом, мы ставим задачу перед всей страной. Вместе с лучшими федеральными силами мы всё это законтуриваем на основе информационной онкологической программы. Фактически, как только диагноз предположительный в амбулаторном звене возникает, открывается интерфейс онкологической программы. И дальше мы каждого больного будем видеть на всех этапах, следить за полноценностью терапии и своевременностью.

Наша задача, чтобы сразу больной направлялся туда, где могут оказать помощь в соответствии с клиническим протоколом. Это знание обновлено с созданием минимально достаточного уровня паспортов и для регионального уровня, и окружного, и федерального.

Мы надеемся с 2021 года уже подключить в программу госгарантий протонную терапию как самый высокий уровень ядерной медицины. В декабре мы откроем [центр ядерной медицины] в Димитровграде. Это четыре новых протонных ускорителя, среди этих четырёх два уникальных. Скажем, детский ускоритель протонный, он второй в Европе. Кроме того, специальный ускоритель для очень маленьких опухолей, менее полутора миллиметров, если это, например, меланома глазного яблока.

В развитии мы очень надеемся, что вместе со всеми регионами мы сможем это реализовать без искажений. От этого, собственно, зависит результат. Но если мы научимся единым, качественным подходам, то вся медицина будет вытянута просто на другую ступень. Будем стараться.

В.Путин: Хорошо. В некоторых странах с развитой системой здравоохранения летальность всё-таки меньше 17.

В.Скворцова: Есть 12, но пока, если брать Евросоюз, у них показатель 17; 16 с чем-то, под 17.

В.Путин: Хорошо. Программа хорошая, конечно.

июля 26 2018

ОБРАЩЕНИЕ СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ

Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. вместе с ее обязательством не оставить никого без внимания является самой смелой повесткой дня для человечества. Для ее выполнения потребуются смелые действия со стороны глав государств и правительств. Они должны выполнить свое приуроченное к четко установленному сроку обещание уменьшить на треть преждевременную смертность от НИЗ посредством профилактики и лечения и поддержания психического здоровья и благополучия.

В связи с тем, что многие обязательства, имеющие стратегическое значение, не выполняются, страны не набрали темпов, необходимых для выполнения этой задачи. Действия стран в отношении НИЗ, в лучшем случае, носят неравномерный характер. Национальные инвестиции остаются на удручающе низком уровне, а мобилизуемых на международном уровне средств недостаточно. До сих пор сохраняется ощущение того, что все должно идти в привычном режиме и что срочных действий не требуется. Разработаны многочисленные стратегии, но структур и ресурсов для их осуществления недостаточно.

Задача заключается в том, чтобы не только обеспечить политическую поддержку, но и гарантировать осуществление либо на основании законодательства и разработки норм и стандартов, либо с помощью инвестиций. Нам необходимо продолжать прилагать усилия для повышения значимости проблемы НИЗ и психического здоровья, но и страны должны взять на себя ответственность за достижение промежуточных и окончательных результатов в соответствии с утвержденными документами. В то время, когда имеются основанные на фактических данных решения, нет оправдания бездействию.

Независимая комиссия высокого уровня ВОЗ по НИЗ была создана Генеральным директором ВОЗ для разработки решительных рекомендаций в отношении возможных путей ускорения прогресса на пути выполнения задачи 3.4 ЦУР по профилактике и лечению НИЗ и поддержанию психического здоровья и благополучия.

От имени всех членов Комиссии мы хотели бы выразить благодарность многочисленным представителям государств-членов, неправительственных организаций, структур частного сектора, коммерческих ассоциаций, учреждений ООН, научного сообщества и другим экспертам, которые на протяжении последних месяцев делились с нами своими идеями и рекомендациями.

Члены Комиссии внимательно рассмотрели все полученные комментарии и предложения, в том числе рекомендации Технической консультации, проведенной в марте 2018 г., и открытой вебконсультации, проведенной в мае.

Мы обсудили многочисленные мнения, полученные из разных источников. Нашей главной задачей было оказать консультативную поддержку Генеральному директору ВОЗ путем разработки рекомендаций, предназначаемых для руководителей государств и правительств.

Рекомендации носят независимый характер и представляются Комиссией на рассмотрение Генеральному директору ВОЗ, главам государств и правительств и другим заинтересованным сторонам. Настоящий доклад не является исчерпывающим перечнем возможных вариантов политики и мероприятий.

Члены Комиссии представили широкий спектр разных мнений и взглядов. По большинству направлений было достигнуто согласие на широкой основе, но в отношении некоторых подходов взгляды были противоречивыми и прийти к единому мнению не удалось. Поэтому некоторые рекомендации, например, в отношении сокращения потребления сахара путем эффективного налогообложения сахаросодержащих напитков и обеспечения подотчетности частного сектора, не были отражены в настоящем докладе, несмотря на широкую поддержку со стороны многих членов Комиссии. И, тем не менее, на этой первой стадии работы Комиссии мы рады представить Генеральному директору набор рекомендаций, который, по нашему убеждению, будет способствовать активизации действий в области НИЗ.

ВВЕДЕНИЕ

Признавая отсутствие надлежащего глобального прогресса в области борьбы с неинфекционными заболеваниями (НИЗ) и самую реальную возможность того, что задача 3.4 Целей в области устойчивого развития (ЦУР) не будет выполнена, Генеральный директор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус создал в октябре 2017 г. новую Независимую комиссию высокого уровня по НИЗ.

Были назначены пять сопредседателей Комиссии и 21 членов Комиссии из числа видных деятелей из всех регионов ВОЗ, имеющих соответствующий опыт и знания и представляющих разные государственные сектора, организации системы ООН, НПО, частный сектор, благотворительные учреждения и научное сообщество.

Д-р Тедрос предложил Комиссии определить решительные рекомендации, которые позволили бы странам уменьшить воздействие ведущей причины смерти в мире и, тем самым, повысить ожидаемую продолжительность жизни миллионов людей. Он попросил разработать рекомендации в отношении способов активизации политической деятельности в целях предотвращения преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний (инсульта и инфаркта), онкологических заболеваний, диабета и респираторных заболеваний, снижения уровней употребления табака, вредного употребления алкоголя и нездорового питания, повышения уровней физической активности и укрепления психического здоровья и благополучия.

В октябре 2017 г. был опубликован Круг ведения Комиссии. Необходимо отметить, что хотя в центре внимания Комиссии находится выполнение цели 3.4 ЦУР (снижение преждевременной смертности от НИЗ), Комиссия также учитывала высокие уровни распространения НИЗ и психических расстройств и связанные с ними неисчислимые страдания людей на протяжении всей жизни, особенно воздействие на детей и молодых людей.

Хотя число случаев преждевременной смерти возросло за период с 2000 по 2015 год, вероятность смерти от какого-либо одного из четырех основных НИЗ снижается. Это связано, в основном, с двумя факторами - возрастающей численностью населения в возрасте 30-70 лет и снижающейся смертностью только в двух категориях (от сердечнососудистых и респираторных заболеваний). Тем не менее, глобальные темпы снижения - 17% за период с 2000 по 2015 год - все еще не достаточны для выполнения цели 3.4 ЦУР по уменьшению на треть преждевременной смертности от НИЗ к 2030 году.

МЕРЫ ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММЫ, НАИЛУЧШИМ ОБРАЗОМ СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРОГРЕССУ

Государства-члены приняли ряд решений, содержащих хорошо зарекомендовавшие себя мероприятия, включая Глобальный план действий по профилактике НИЗ и борьбе с ними (на 2013- 2020 гг.), и принимают меры по их осуществлению. Глобальный план действий разработан на основе ряда других документов и инструментов, включая Рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, Глобальную стратегию по питанию, физической активности и здоровью, Глобальную стратегию сокращения вредного употребления алкоголя, а также План осуществления в качестве руководства для дальнейших действий по выполнению рекомендаций, содержащихся в докладе Комиссии по ликвидации детского ожирения8, и целый ряд руководящих принципов ВОЗ, в том числе в отношении потребления насыщенных жиров и трансжиров (в настоящее время на стадии открытых консультаций), сахаров, натрия и калия. Комплексный план действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013-2020 гг. содержит действия и задачи для государств-членов, ВОЗ и международных и национальных партнеров, необходимые для усиления и интеграции служб профилактики и лечения психических расстройств, включая мероприятия с проверенной эффективностью. В основу рекомендаций Комиссии положены эти согласованные документы.

ВОЗ представляла доклады о ходе осуществления мероприятий, изложенных в этих документах, Генеральной Ассамблее ООН в 2010,2011,2013 и 2017 гг. и отдельно публиковала данные по странам в «Мониторе ВОЗ по отслеживанию прогресса в области НИЗ». Кроме того, в Атласе психического здоровья ВОЗ публикуются результаты комплексного продольного мониторинга эффективности системы охраны психического здоровья. Оценочные таблицы стран приведены в обзорном докладе "Why is 2018 a strategicially important year for NCDs" («Почему 2018 г. является стратегически важным годом для НИЗ?».

ГЛОБАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ НИЗ

На протяжении последних лет осведомленность в отношении проблемы НИЗ возрастала благодаря тому, что ООН и ВОЗ призывали к действиям в этом направлении на нескольких международных форумах. Признавая, что НИЗ представляют одну из основных угроз для развития в XXI веке, требующую межсекторального подхода, как подчеркивается в Московской декларации, принятой на первой Глобальной министерской конференции по здоровому образужизни и борьбе с неинфекционными заболеваниями (Москва, 28-29 апреля 2011 г.), Генеральная Ассамблея ООН созвала два совещания высокого уровня по НИЗ. Итоговым документом совещания 2011 г. стала Политическая декларация ООН, в которой страны и многосторонниеи донорские учреждения приняли многочисленные обязательства по профилактике и ведению НИЗ. Впоследствии государства-члены ВОЗ договорились о снижении к 2025 г. преждевременной смертности от НИЗ на 25% (25x25), а затем приняли связанные с факторами риска задачи систем здравоохранения, которые, в случае их выполнения, обеспечат достижение цели по снижению смертности «25x25».

В 2014 г. государства-члены приняли на Генеральной Ассамблее ООН Итоговый документ, которые содержит четыре обязательства с установленными сроками в 2015 и 2016 гг. и 10 показателей прогресса. Это следующие обязательства: определение национальных целей по НИЗ; разработка национальных планов; сокращение факторов риска развития НИЗ и укрепление систем здравоохранения для осуществления мероприятий в отношении НИЗ.

К сожалению, прогресс в выполнении этих обязательств не оправдал ожиданий. По состоянию на 2017 г. 83 страны продвинулись незначительно или вообще не продвинулись в выполнении четырех обязательств (с учетом стран, сообщающих менее чем о пяти полностью достигнутых показателях из всех возможных 19 показателей). Все 19 показателей не были полностью достигнуты ни в одной стране. В 2015 г. страны согласовали ЦУР, в том числе конкретную цель, касающуюся здоровья, - ЦУР 3 по «обеспечению здорового образа жизни и содействию благополучию для всех в любом возрасте», - и конкретную задачу по НИЗ в рамках этой цели по уменьшению на треть преждевременной смертности от НИЗ к 2030 г. посредством профилактики и лечения и поддержания психического здоровья и благополучия (ЦУР цель 3.4). ЦУР цель 3.5 призывает Государства «улучшить профилактику и лечение зависимости от психоактивных веществ, в том числе злоупотребления наркотическими средствами и алкоголем». ЦУР цель З.a призывает государства «активизировать при необходимости осуществление Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака во всех странах», а цель З.b – оказывать содействие исследованиям и разработкам вакцин и лекарственных препаратов для лечения инфекционных и неинфекционных болезней, которые в первую очередь затрагивают развивающиеся страны, и обеспечивать доступность таких вакцин и лекарственных препаратов. Страны приняли дополнительное обязательство по действиям в отношении нездорового питания в рамках Десятилетия действий по проблемам питания, включая действия, направленные на сокращение потребления сахаров, натрия и жиров.

В 2017 г. на Глобальной конференции ВОЗ по НИЗ (Монтевидео, 18-20 октября 2017 г.) государства-члены приняли Дорожную карту Монтевидео на 2018- 2030 гг. в области борьбы с НИЗ как приоритетной задачи устойчивого развития.

Другие ЦУР, имеющие отношение к повестке дня в области НИЗ и психического здоровья, включают ЦУР 1 (ликвидация нищеты), ЦУР 2 (ликвидация голода), ЦУР 4 (обеспечение образования), ЦУР 5 (обеспечение гендерного равенства), ЦУР 8 (достойная работа), ЦУР 10 (сокращение неравенства), ЦУР 11 (обеспечение безопасности и устойчивости городов), ЦУР 12 (обеспечение рациональных моделей потребления и производства), ЦУР 13 (изменение климата), ЦУР 16 (укрепление мира и справедливости) и ЦУР 17 (укрепление партнерств). Таким образом, несмотря на некоторые действия по профилактике НИЗ и борьбе с ними, осуществляемые на страновом и международном уровнях. ЦУР цель 3.4 не будет выполнена без серьезных изменений в подходе к этой проблеме.

РЕКОМЕНДАЦИИ

01 НАЧИНАТЬ СВЕРХУ

Политическое лидерство и ответственность, от столицы до села

A. Контроль за формированием ответственности за действия в отношении НИЗ и психическогоздоровья на национальном уровне должен осуществляться на уровне глав  государств и правительств, а не одних лишь министров здравоохранения.

B. Политические лидеры на всех уровнях, в том числе на субнациональном уровне, например, мэры городов, должны взять на себя ответственность вместе с сектором здравоохранения за всесторонние действия на местном уровне, которые могут способствовать осуществлению мероприятий в отношении НИЗ и психических расстройств.

Комиссия уверена, что главы государств и правительств должны взять на себя ответственность за выполнение повестки дня по НИЗ. Эту ответственность нельзя возлагать только на министров здравоохранения, поскольку многие другие сектора, включая финансы, торговлю, сельское хозяйство, образование, охрану окружающей среды и другие, имеют воздействие на факторы риска развития НИЗ, а также на применяемые к ним подходы правительства, и поэтому должны принимать участие в эффективных мероприятиях и их координации. Поэтому главы государств и правительств должны разработать межсекторальные мероприятия в области НИЗ и использовать подход, основанный на учете компонента здоровья во всех направлениях политики, и подход, предусматривающий участие всех государственных структур.

Поэтому главы государств и правительств должны возглавить межсекторальную деятельность по НИЗ на национальном уровне и обеспечить нормативно-правовую базу и экономические условия, которые позволят интегрировать компонент НИЗ и психического здоровья в такие области, как обеспечение ВОУЗ, системы здравоохранения, национальные мероприятия, направленные на достижение ЦУР, национальные планы развития и политика социальной защиты. На сегодняшний день лишь немногие страны обеспечили такую интеграцию.

Вместе с национальными правительствами к участию в мероприятиях в области НИЗ в рамках новых и существующих механизмов необходимо привлекать и другие государственные структуры, такие как города. Политические лидеры в сельских, полугородских и городских районах могут предпринимать шаги для улучшения транспортного движения, снижения уровней загрязнения воздуха, создания зеленых зон, уменьшения воздействия табачного дыма, содействия отказу от употребления табака и вредного употребления алкоголя, улучшения инфраструктуры с целью повысить безопасность дорог, включая строительство тротуаров и велосипедных дорожек, и уровни физической активности, улучшения доступа к здоровым продуктам и уменьшения наличия нездоровых продуктов питания (с высоким содержанием сахаров, насыщенных жиров, трансжиров и натрия), укрепления психического здоровья и осуществления политики, направленной на обеспечение рациональных моделей потребления и производства.

02 УДЕЛЯТЬ ПРИОРИТЕТНОЕ ВНИМАНИЕ И АКИВИЗИРОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Правительства должны определить конкретный набор приоритетных задач в рамках общей повестки дня по НИЗ и психическому здоровью с учетом потребностей в области общественного здравоохранения и принимать меры для их выполнения.

А. Правительства должны определить конкретный набор приоритетных задач в рамках общей повестки дня по НИЗ и психическому здоровью с учетом потребностей в области общественного здравоохранения и принимать меры для их выполнения.

Расстановка приоритетов имеет ключевое значение для активизации деятельности стран, необходимой для выполнения задачи 3.4 ЦУР. Вместо того чтобы пытаться выполнить все рекомендации одновременно, страны должны сначала определить несколько приоритетов среди рекомендуемых затратоэффективных, доступных по стоимости и основанных на фактических данных мероприятий в отношении НИЗ и психических расстройств и активизировать их осуществление. Эти приоритетные мероприятия должны быть основаны на надежных данных стран о заболеваемости и смертности и их основных определяющих факторах в сочетании с надежными данными о поведении и потреблении, а также об областях, в которых может быть обеспечено максимальное воздействие (Приложение 2). Комиссия рекомендует каждой стране сконцентрировать усилия на отдельных приоритетных мероприятиях, что может существенным образом содействовать выполнению задачи 3.4 ЦУР по НИЗ. Осуществление этих приоритетных мероприятий позволит достигнуть результатов, которые окажутся полезными для формирования более широкого подхода к борьбе с НИЗ. Документально зарегистрированный прогресс послужит стимулом для дальнейших действий. На сегодняшний день наиболее значительное снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний достигнуто в рамках осуществления комплексных программ по борьбе против табака и по профилактике и лечению сердечнососудистых заболеваний. Для расширения этих и других программ имеются технические пакеты и инструменты ВОЗ.

03 ВКЛЮЧАТЬ И РАСШИРЯТЬ: НИЗ В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ВСЕОБЩЕГО ОХВАТА УСЛУГМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Правительства должны переориентировать системы здравоохранения для включения услуг по укреплению здоровья] профилактике НИЗ и борьбе с ними и охране психического здоровья в их политику и планы по обеспечению ВОУЗ с учетом национальных условий и потребностей.

A. Правительства должны обеспечить, чтобы национальные пакеты общественных преимуществ ВОУЗ включали услуги в отношении НИЗ и психического здоровья, охватывающие укрепление здоровья и профилактику и приоритетные медико-санитарные мероприятия, а также доступ к основным лекарственным средствам и технологиям.

B. Необходимо усилить службы первичной медико-санитарной помощи для обеспечения справедливого охвата, в том числе основными функциями общественного здравоохранения, при наличии надлежащих многопрофильных трудовых ресурсов здравоохранения, оснащенных необходимыми средствами и оборудованием и включающих, в частности, работников здравоохранения на уровне местных сообществ и медсестер.

C. Необходимо определить области для синергизма в рамках существующих платформ долговременной медицинской помощи, такие как ВИЧ и ТБ, для содействия ускоренному внедрению услуг в области НИЗ и психического здоровья.

Повестку дня в области НИЗ необходимо рассматривать в контексте продвижения к ВОУЗ с учетом особых условий и потребностей каждой страны. Обеспечение охвата услугами по укреплению здоровья и профилактике и ведению НИЗ, включая психические расстройства, должно входить в качестве составной части в программы по обеспечению ВОУЗ и пакеты общественных преимуществ ВОУЗ.

Необходимо продолжать переориентацию систем здравоохранения на удовлетворение потребностей в эффективных услугах по профилактике и ведению хронических заболеваний. Это подразумевает активизацию мероприятий по укреплению здоровья, усиление основных функций общественного здравоохранения и служб первичной медико-санитарной помощи и улучшение доступа к основным лекарственным средствам и технологиям. Службы первичной медико-санитарной помощи необходимо усилить путем расширения трудовых ресурсов здравоохранения, продвижения инновационных методов профилактики и лечения и обеспечения условий, позволяющих всем работникам здравоохранения овладеть полным спектром практических методик по профилактике и ведению НИЗ и обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов.

04 СОТРУДНИЧАТЬ ИЛИ РЕГУЛИРОВАТЬ

Важно отметить, что ответственность за проявление инициативы и обеспечение подотчетности в этих областях лежит также на частном секторе. Необходим диалог для определения возможного вклада частного сектора в достижение целей в области общественного здравоохранения. Существенный вклад в эффективные меры по реагированию на НИЗ могут внести партнерства государственного и частного секторов. Важно надлежащим образом регулировать конфликты интересов на основе прозрачности и обеспечивать, чтобы общественная политика и партнерства государственного и частного секторов отвечали общественным интересам, производили общественные ценности и не подрывали устойчивость финансирования систем здравоохранения.

Большой объем данных, цифровые технологии и практически повсеместное использование мобильных телефонов привели к социальному преобразованию, которое могло бы быть использовано для улучшения результатов в отношении здоровья. Появление технологий 5G и 6G, искусственного разума, робототехники, блочной цепи и беспилотной доставки лекарственных и диагностических средств открывают дополнительные возможности для оказания долговременной медицинской помощи. Задача заключается в том, чтобы обеспечить значимое воздействие технических инноваций на здоровье, действовать в общественных интересах, поддерживать устойчивость финансирования систем здравоохранения, решать легитимные этические проблемы и укреплять справедливость и социальные детерминанты здоровья. Правительства должны использовать в полной мере свои правовые и финансовые полномочия для достижения целей в области общественного здравоохранения и защиты своего населения. Это подразумевает политику и законодательные и регулирующие меры, способствующие минимизации потребления нездоровых продуктов и продвижению здорового образа жизни.

Привлечение людей, живущих с НИЗ и психическими расстройствами, может способствовать улучшению услуг, но важно разграничивать общественные интересы, потребительские интересы и интересы отдельных групп пациентов. При необходимости и с учетом конфликтов интересов их привлечение должно распространяться на организационное управление, формирование политики, разработку и осуществление программ, а также мониторинг и оценку. Людей, живущих с НИЗ и психическими расстройствами или подвергающихся риску их развития, необходимо привлекать и информировать путем повышения грамотности в вопросах здоровья и проведения кампаний в СМИ, учитывающих местные потребности и условия. Включение обучения и приобретения навыков по поддержанию и улучшению здоровья в системы образования и школьные программы является универсальным и недорогим способом повышения грамотности в вопросах здоровья. Благодаря участию и информированию люди, живущие с НИЗ и психическими расстройствами или подвергающиеся риску их развития, смогут вносить вклад в достижение национальных приоритетных целей, особенно в области профилактики.

05 ФИНАНСИРОВАТЬ

Правительства и международное сообщество должны разработать новую экономическую концепцию для финансирования действий в области НИЗ и психического здоровья.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ДОЛЖНЫ:

А.

— Разработать и внедрить новую экономическую концепцию действий в области НИЗ на основе фактических данных, свидетельствующих о том, что эффективные меры являются инвестицией в развитие человеческого потенциала и экономический рост.

— Повысить процентную долю национальных бюджетов, выделяемую на здравоохранение, укрепление здоровье и основные функции общественного здравоохранения, а внутри здравоохранения - на НИЗ и психическое здоровье.

— Ввести в действие налоговые меры, включая повышение налогов на табак и алкоголь, и предусмотреть основанные на фактических данных налоговые меры в отношении других нездоровых продуктов.

— С помощью механизмов, разработанных ВОЗ, проводить оценки воздействия на здоровье и, по возможности, полного объема затрат с учетом реальных издержек для общества, связанных с мерами политики в отношении НИЗ.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО ДОЛЖНО:

— Расширять финансирование и кредитование мероприятий по профилактике НИЗ и борьбе с ними по двусторонним и многосторонним каналам;

— Изучать разные механизмы для расширения финансирования мероприятий в отношении НИЗ, которые могли бы включать введение Глобального взноса солидарности с налогов на табак и алкоголь в качестве добровольного инновационного механизма финансирования для использования государствами-членами в целях профилактики НИЗ и борьбы с ними, и предусмотреть создание мультидонорского фонда для стимулирования активизации финансирования в целях разработки национальных мероприятий в области НИЗ и психического здоровья и обеспечения последовательности политики на страновом уровне.

— Интегрировать компонент НИЗ в индексы развития человеческого потенциала и человеческого развития.

— Созвать форум по вопросам здоровья для инвесторов в поддержку действий в области НИЗ.

С. ВОЗ должна сделать НИЗ и психическое здоровье своим приоритетом. Для этого необходимо, чтобы государства-члены повысили или перераспределили свои взносы в Организацию, с тем, чтобы ВОЗ могла удовлетворять просьбы стран об оказании поддержки. Оказание поддержки в области НИЗ является основной просьбой стран, но бюджет Организации в текущем двухгодичном периоде был сокращен из-за отсутствия донорского финансирования.

В большинстве стран главным компонентом финансирования мероприятий в отношении НИЗ должны быть внутренние ресурсы. В странах с низким и средним уровнем развития потребуется двустороннее и многостороннее донорское стимулирующее финансирование. Страны должны обеспечить, чтобы финансирование, программы и проекты, имеющие отношение к НИЗ, рассматривались на всех уровнях правительства, в том числе на национальном и субнациональном.

Правительства должны уделять приоритетное внимание обеспечению долговременной устойчивости, а не кратковременному удовлетворению потребностей, на основе расчета не только стоимости нынешних действий и мер политики, но и связанных с НИЗ реальных издержек (полного объема затрат) для общества в будущем. Расчеты необходимо производить с учетом потребностей в области общественного здравоохранения и мер политики, направленных на сокращение факторов риска и профилактику НИЗ.

Устойчивое выполнение национальных планов по НИЗ сопряжено со сложностями и занимает значительное время. Поэтому международная система должна обеспечить создание и управление механизмом финансирования, который сможет объединить финансовые средства, выделенные партнерами в области развития на ограниченный период времени, и управлять ими.

 

июля 25 2018

Белгородский губернатор считает, что врачи должны не перерабатывать и при этом получать достойную зарплату.

Глава региона поручил начальнику департамента здравоохранения и соцзащиты населения Наталии Зубаревойизбавиться от совместительства в государственной медицине. Эту тему он поднял на заседании совета по инновационно-технологическому развитию 4 июля.

«У нас в здравоохранении разгребать ещё и разгребать. Институт совместительства… Большего разврата любой системы не существует. Полторы, две ставки человек работает, и всё в порядке? Упразднить это. Все должны работать столько, сколько положено, и получать за это хорошие деньги. Но работать при этом эффективно», – заявил Евгений Савченко.

июля 25 2018

В пилотном исследовании группа ученых из Техаса обнаружила кристаллические частицы диоксида титана – наиболее распространенного белого пигмента в продуктах ежедневного использования – в поджелудочной железе диабетиков. Это может свидетельствовать о том, что вещество связано с болезнью.

Диоксид титана (TiO2) в норме не содержится в тканях человека, в отличие от множества других соединений металлов. Группа ученых исследовала девять препаратов поджелудочной железы, донорами которых были диабетики, и три от здоровых людей. У последних в органе не было определяемых частиц TiO2, тогда как он был найден в препаратах, полученных от диабетиков. Об этом ученые сообщают на страницах журнала Chemical Research in Toxicology.

 «Наши находки поднимают вопрос о вероятности того, что сахарный диабет 2 типа может быть хронической воспалительной болезнью поджелудочной железы, связанной с кристаллами, наподобие таких болезней легких, как асбестоз и силикоз», - говорит автор исследования Адам Геллер (Adam Heller), профессор кафедры химической инженерии Техасского университета в Остине.  

В середине XX века диоксид титана заменил токсические пигменты на основе свинца. Он стал наиболее широко используемым белым пигментов в красках и пище, медикаментах, зубной пасте, косметике, пластике и бумаге. 

Согласно ВОЗ, в течение последних сорока лет количество людей с сахарным диабетом 2 типа выросло в четыре раза. Хотя основными факторами риска заболевания считаются ожирение и возраст, исследование Геллера показывает, что увеличение использования диоксида титана также может быть связано с быстрым увеличением количества заболевших.

«Возросшее использование диоксида титана в течение последних пяти десятилетий могло быть фактором эпидемии сахарного диабета 2 типа. Частицы, связанные с диабетом, которые мы находим в поджелудочной железе, состоят из кристаллов TiO2, которые используются в подкрашивании пищи и лекарств, в красках. Они могут попадать в поджелудочную железу с кровотоком. Исследование поднимает вопрос о возможности связи роста заболеваемости с глобальным увеличением использования пигмента TiO2», - говорит Геллер.

Учитывая возможность огромного влияния этих данных, Геллер хочет повторить это исследование на большей выборке участников. Эта работа уже начата.

июля 24 2018

Кадровый дефицит медицинских работников в небольших городах и селах, прессинг, под которым вынуждены работать доктора, отсутствие единой врачебной ассоциации — об этих и других проблемах РИА Новости рассказал "детский доктор мира" Леонид Рошаль. Президент "Национальной медицинской палаты" уверен, что лечить и диагностировать в стране за последние десять лет стали лучше, но нерешенных вопросов еще много.

Миллион за работу в деревне

Я говорил и продолжаю говорить о кадровом дефиците. На одного участкового врача, например педиатра, вместо 700-800 детей приходится полторы, а иногда и две тысячи. На участкового терапевта вместо 1700-1800 пациентов — три-четыре тысячи человек. Ясно, что с такой нагрузкой квалифицированно исполнять свои обязанности участковые врачи просто не могут. Конечно, когда студенты заканчивают медвуз, они не очень хотят заниматься поликлинической службой, а тем более трудиться в селе. Эта проблема есть и в Германии, и в Америке, и во Франции, и в Англии. И я с удовольствием вспоминаю, как в Советском Союзе решали кадровый вопрос: выпускников после окончания вуза распределяли работать в первичное звено — и в этом не было ничего плохого. Старшие коллеги продолжали учить и помогать молодым врачам.

 

Эти меры хотя и помогли, но не сняли проблему. И я продолжаю ставить вопрос о распределении выпускников, обучающихся за госсчет. Минздрав пошел несколько иным, но тоже реальным путем. Сейчас при первичной аккредитации выпускник получает возможность заниматься врачебной деятельностью в должности участкового педиатра или терапевта — первое место работы должно быть на участке. Это не замена распределения, но близко по смыслу. Посмотрим, насколько решение будет эффективным.

 
Отделение реанимации новорожденных

Врачи находятся под прессингом

Сегодня претензии к врачам от населения значительно раздуты, в том числе и журналистами. Национальная медицинская палата проводит еженедельный мониторинг публикаций: отзвуки в СМИ в четыре-пять раз превышают реальное число уголовных дел против врачей. Причина — публикация информации о начале доследственных проверок, когда вина врачей еще даже не доказана.

И я убежден — лечим и диагностируем мы лучше, чем десять лет назад. Я полностью отвечаю за эти слова. Но растущие требования и развитие интернета делают свое дело. Любой "чих" моментально доносится до следственных органов, прокуратуры, президента. Врачи находятся под прессингом.

Сегодня мы вместе со Следственным комитетом работаем над внесением изменений в Уголовный кодекс России, касающихся уголовной ответственности врачей. Мы твердо стоим на том, что врачебную деятельность необходимо декриминализовать. И не суд должен решать, может ли далее врач заниматься профессиональной деятельностью. Это должно решать врачебное объединение, как это происходит в других странах.

Очень важно — мы договорились о том, что врачи не будут осуждаться по статьям 109, 118 и 238 УК России, по которым сейчас обвиняются большинство медицинских работников. Если будет выделена отдельная специальная статья, то привлечение медиков по общим статьям УК будет исключено.

 
Врачи во время операции
Пока еще не все окончательно решено в отношении этой статьи. В ней нет четкой определенности, какие именно нарушения профессиональных обязанностей врача будут трактоваться как следствие того, что нанесен тяжелый вред здоровью пациента или причинена смерть. Я считаю, что вопрос об уголовной ответственности врачей может стоять только при комиссионно доказанных, умышленных и систематических действиях, приводящих к смерти или инвалидности людей. Будем продолжать работать со Следственным комитетом над этой статьей и дальше. Пока предложения носят рабочий и промежуточный характер.

Мы знаем, что не все идеально, есть много вопросов. Но пока у нас не будет единой врачебной ассоциации, которая сможет предъявлять к каждому доктору определенные профессиональные и этические требования, то у нас все будет по-прежнему. Этический кодекс сейчас не работает, но если доктор будет состоять в едином врачебном сообществе и знать, что его могут лишить возможности заниматься профессиональной деятельностью за нарушение этики, он будет вести себя по-другому.

Специальный закон о защите врачей

Мы настаиваем на том, что нужен специальный закон, который будет защищать врачей, в том числе и сотрудников скорой помощи, и мы работаем над этим. Если травмируют врача, то страдают и пациенты, которым не будет оказана медицинская помощь. Например, в больнице один дежурный доктор — на него напали, избили, а кто будет отвечать, если пациент умрет? Если рентген-техника покалечили, а позже привезли человека с повреждением легких, черепа, кто будет делать его работу?

 

Квоты — это деньги. А не выделяют денег — что делать? Где их искать? Продавать машину, квартиру, чтобы спасти жизнь близкого человека? Я могу сказать, что в последние годы квоты на высокотехнологичные операции выросли. Президент сказал, что будет увеличено финансирование здравоохранения.

У нас всегда была развита благотворительность. Но если все больше благотворительных фондов собирают средства, это говорит о том, что государство недорабатывает. А оно, особенно в отношении детей, должно дорабатывать.

Сбор денег на лечение за рубежом не всегда оправдан — в России много квалифицированных врачей и учреждений, где можно сделать самые сложные операции и проводить реабилитацию не хуже, чем за границей. Мы на своем опыте в этом убедились: посылали через один известный фонд на реабилитацию ребенка в Германию, а родители схватили его и привезли обратно к нам — уровень реабилитации оказался выше, чем там.

Только в том случае, когда на уровне Минздрава решен вопрос, что пациента надо отправить за рубеж, тогда министерство финансирует это лечение. Но иногда без помощи благотворительных фондов не обойтись.

 
Врачи во время операции с помощью хирургического робота Да Винчи

Порядочность фондов надо, конечно, проверять. Я сам недавно столкнулся с ситуацией — положили ребенка к нам, в НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, мы лечим бесплатно. И вдруг в интернете нахожу — "ищем деньги на лечение ребенка в институте Рошаля". Мы нашли эту нечистоплотную организацию. Так что надо проверять, кто и на что собирает деньги, очень тщательно.

В стране недостаточно реабилитационных центров

Сегодня вопросы реабилитации стоят очень остро. В стране недостаточно реабилитационных центров. Мы спасаем детей, даем возможность жить, но иногда они без движения: со спинальными, черепно-мозговыми травмами. Куда их направить? Это очень дорогая реабилитация. Государственных денег на нее не хватает, поэтому мы создали Фонд содействия в оказании медико-социальной и реабилитационной помощи детям с последствиями тяжелых травм. Он прозрачен, каждая копейка идет туда, куда надо, и я очень благодарен тем, кто отправляет деньги для спасения этих детей.

Зона ЧС: помощь в 20 странах мира

Я всю жизнь занимался тяжелыми травмами.  Первый опыт медицины катастроф был в 1988 году, когда в Армении произошло землетрясение, я понял, что детских хирургов там не хватает. Вылетел с коллегами на место трагедии, консультировал и оперировал по всей республике. Мы показали, что помощь детям действительно должна оказываться специализированной детской бригадой.

 
Дети, пострадавшие в результате землятресения на Гаити
После этого были другие природные катастрофы и войны, мы работали почти в 20 странах мира. И всегда уезжали с благодарностью от пациентов и врачей, правительств этих стран. Это очень важная работа, и она продолжается. 
Сейчас модно отказываться от прививок, но у этого могут быть печальные последствия. Во время войны в Чечне я лечил детей и нашел девочку, лежавшую в бараке с полиомиелитом, потом еще одного ребенка, потом третьего. Это же страшное горе — полиомиелит! Оказалось, что во время войны не прививали детей. А ведь они спасли и спасают тысячи жизней. Только нужно помнить, что прививать надо здорового ребенка.  Нельзя прививать ребенка во время респираторных заболеваний, осложнений хронических болезней.

Книга спасла в Чечне

Сталкивались мы в зоне ЧС и с опасными ситуациями. В 1995 году я работал в Чечне, был с двух сторон фронта — и в Ачхой-Мартане, и в Урус-Мартане. И в Ачхой-Мартане меня задержали местные боевики. Долго допрашивали.

 
И я предложил — чем сидеть без дела, пока вы выясняете, кто я такой, — давайте поедем в больницу, буду помогать лечить. Меня отправили под вооруженным конвоем. И в больнице меня увидел хирург: "Здравствуйте, доктор! Я вас знаю, только что купил и читал вашу книгу". Он что-то объяснил автоматчикам по-чеченски. После этого они покинули больницу. Незадолго до чеченской войны я действительно написал книжку по гнойной хирургии детского возраста. Так эта книга и выручила меня.

Подробнее: https://vademec.ru/news/2018/07/11/v-yuzhnoy-osetii-otkryli-medkompleks-za-schet-finansovoy-pomoshchi-rossii/

 

 
июля 24 2018

 В России к 2024 году профилактические осмотры будут проходить 90% населения, заявил глава Минздрава Вероника Скворцова.

Такие данные она привела во время рабочей встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.

"В прошлом году у нас диспансеризацию прошли 48,5 млн человек, вместе с профосмотрами - 58,4 млн человек, - отметила она. - Мы планируем уже к 2021 году выйти более чем на 80 млн и, соответственно, на 90% населения (это более 130 млн) в 2024 году". Министр напомнила, что Путин поручил перейти в течение шести лет на ежегодный профилактический осмотр всего населения страны.

Говоря о проблеме смертности, Скворцова отметила, что, по оптимистичным прогнозам Росстата, к 2024 году число смертей можно сократить на 160 тыс. "Мы попытаемся достичь минус 228 тыс.", - добавила она.

 

По словам министра, достичь этого можно путем борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, с онкологическими заболеваниями и снижением смертности у детей всех возрастных групп.

"Нужно отметить, что за два года мы достаточно резко увеличили въездной медицинский [туризм], уровень [поднялся] с 20 тыс. до более 110 тыс., - проинформировала Скворцова. - В прошлом году это уже было $250 млн, которые позволили нашим медицинским организациям дополнительно развиться". По ее словам, в планах - увеличить объем экспорта медицинских услуг в четыре раза.

Минздрав к 2022 году полностью обеспечит доступность первичной медпомощи

Ведомство к концу 2021 года должно полностью обеспечить первичной медико-санитарной помощью всех граждан, в том числе на селе, отметила также Скворцова. "Качество медицинской помощи - это достаточно сложный сегмент абсолютно для всех наших проектов, поскольку в России никогда не было единых национальных стандартов качества, - заметила она. - Уже к концу 2021 года мы полностью обеспечим доформирование первичной медико-санитарной помощи, в том числе на селе".

Министр рассказала, что за последние пять лет Минздрав вместе с экспертным сообществом разработал консенсусные документы, клинические рекомендации, критерии качества. Сейчас, по ее ловам, они широко внедряются по стране. Скворцова также рассказала о планах к 2021 году выйти на 92% укомплектованности первичного звена средним персоналом и 88% - врачами. "Фактически на тотальную укомплектованность мы выйдем в 2024 году. Расчеты эти все есть. Параллельно мы укомплектовываем сердечно-сосудистую, онкологическую службы", - пообещала министр, отметив, что уже сейчас более 100 тыс. врачей занимаются дистанционно через портал Федерального непрерывного медицинского образования.

Говоря о доступности медпомощи, глава Минздрава добавила, что в 2018 году планируется построить 315 фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных сельских амбулаторий, также в планах закупка 206 мобильных комплексов для населенных пунктов с численностью населения до 100 человек. "У нас есть четкая линейка - каждый год мы знаем, что мы будем делать, в 2021 году проблема перестанет существовать", - заверила она президента, пообещав также к 2021 году во всех регионах РФ создать центральные диспетчерские, которые фактически соединят скорую наземную помощь и скорую санавиацию.

Министр сообщила, что к концу текущего года полностью будет сформирована вертикально интегрированная телемедицинская связь между 22 национальными центрами и всеми 85 регионами. Кроме того, за прошлый год, по ее данным, в 40 регионах появилось 1 тыс. 147 умных поликлиник. "Мы планируем в течение трех лет 3 тыс. 800 поликлиник и детских поликлинических отделений полностью погрузить в эту систему, и потом более половины взрослых мы тоже успеем погрузить до конца 2024 года", - уточнила Скворцова.

Разработка тест-систем ранней диагностики онкологии

Министр также отметила, что Минздрав до конца 2019 года разработает ряд инновационных тест-систем для ранней диагностики онкологических заболеваний. Она рассказала, что ведомство "активно развивает кластер направленного инновационного развития". В 2016 году этот кластер занимался инновациями в сфере вакцинологии, что позволило создать несколько отечественных оригинальных препаратов, в том числе применяемых при особо опасных инфекциях. В 2017 году разрабатывались автоматизированные приборы, определяющие биопатоген.

"В этом году у нас идут 25 проектов, мы делаем акцент на онкологию прежде всего. Уже к концу следующего года у нас появится несколько уникальных тест-систем. Мы выйдем на методы жидкостной биопсии, которая позволяет задолго до клинической манифестации предполагать возникновение рака. И это персонифицированные методы лечения", - сообщила она. Кроме того, министр рассказала о процессе разработки вакцины против онкологии.

Путин указал, что в этой сфере необходима кооперация с фармацевтической и медицинской промышленностью, отметив также, что и "ОПК особенно обижается, что у них нет заказов". По словам министра, в мире пока нет аналогов таких методов диагностики и лечения, "работает молодая, очень интеллектуально и оптимистично настроенная команда, собранная практически из всех регионов". Глава государства отметил, что и за границей развивают это направление. Скворцова ответила, что в ведомстве опираются на накопленный международный опыт и планируют "пойти дальше".

"У нас есть опыт, так скажем, такого упрощенного подхода. Один из пациентов у нас получил такое лечение в этом и в прошлом году, и мы видим результат", - добавила министр. 

 

июля 23 2018

Впервые в России врачи Национального центра хирургии им. А.В. Вишневского выполнили гибридное хирургическое вмешательство особой сложности: за один наркоз они провели не две, как в стандартной гибридной хирургии, а три разные операции – по поводу критического стеноза аортального клапана, критических сужений ствола левой коронарной артерии, передней нисходящей и огибающей артерий, а также рака желудка.

Пойти на столь неординарный и смелый шаг врачей заставила уникальность ситуации. Все три заболевания, которыми страдала 72-летняя женщина, угрожали ее жизни в равной мере. При этом в хирургическом плане они оказались «несовместимыми»: попытка отдельно выполнить хотя бы одну из трех необходимых ей операций могла завершиться гибелью пациентки.

– В нашей практике часто бывает, что мы сначала отправляем онкологических больных, у которых есть патология каротидных (питающих головной мозг) либо коронарных (питающих сердце) сосудов, на коррекцию к сосудистым или рентгенэндоваскулярным хирургам, благо в Центре хирургии имени Вишневского есть такие отделения. И уже после этого, через несколько дней берем их на операцию по поводу онкологического заболевания. Тем самым мы минимизируем риски, связанные с сосудами и сердцем. Но такая схема применяется в стандартных ситуациях, а в данном случае ситуация была нестандартная, – рассказывает руководитель отделения реконструктивной хирургии пищевода и желудка НМИЦХ им. А.В. Вишневского, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Валерьевич Ручкин.

Из-за серьезной болезни сердца женщина не смогла бы выдержать большую открытую операцию по поводу рака желудка. Чтобы устранить аортальный стеноз и восстановить проходимость коронарных артерий, необходимо было выполнить хирургическое протезирование аортального клапана и операцию аорто-коронарного шунтирования. Однако и здесь возникло препятствие: после операций на сердце и сосудах пациентам сразу же назначают антиагрегантные препараты, а при раке желудка это неизбежно вызовет внутреннее кровотечение, и можно не успеть спасти человека.

Врачебный консилиум во главе с директором Центра Вишневского, академиком РАН Амираном Шотаевичем Ревишвили принял единственно возможное в этой ситуации решение: в связи с высоким хирургическим риском отказаться от проведения открытых хирургических вмешательств на аортальном клапане и коронарных артериях, а выполнить эндоваскулярное транскатетерное протезирование аортального клапана и стентирование коронарных артерий, после чего к своей работе сразу должны приступить специалисты отделения реконструктивной хирургии пищевода желудка. То есть предполагалось сделать пациентке все три операции за один наркоз.

Утром больную взяли в рентгеноперационнную, провели анестезию и ввели дозу антиагрегантов. Сначала выполнили стентирование коронарных сосудов. Убедившись в том, что первый этап завершился благополучно, сразу перешли ко второй операции – эндоваскулярному протезированию аортального клапана. Все это в общей сложности заняло у хирургов три часа. После этого пациентку, не выводя из наркоза, перевезли в реанимацию, где в течение двух часов понаблюдали за ее состоянием. Наконец, следующим этапом в абдоминальной операционной провели открытое хирургическое вмешательство – удалили пораженный опухолью желудок и сформировали новый из фрагмента тонкого кишечника.

Как подчеркивает руководитель Центра рентгенэндоваскулярной хирургии НМИЦХ им. А.В. Вишневского, академик РАН Баграт Гегамович Алекян, данный случай – не просто гибридная хирургия в чистом виде, когда для оперативного лечения одного пациента используются разные подходы – открытое вмешательство и эндоваскулярное, а максимально сложный вариант «гибрида», поскольку одномоментно проводились разные операции по поводу разных заболеваний.

– Это была ситуация, когда кажется, что у задачи нет решения. Но, если поддаться отчаянию, не будет прогресса в медицине. Надо преодолеть страх, трезво взвесить свои возможности и использовать весь накопленный опыт. Разумеется, браться за выполнение подобных операций можно только в крупных клиниках, где есть отделения и специалисты разных профилей, дополняющие друг друга. В этом и заключается «фишка» федерального центра хирургии: мы не должны «сортировать» пациентов и заниматься только чем-то одним. К примеру, хирургией только сосудов мозга, или только сосудов сердца, или сосудов ног. Мы должны и будем заниматься и тем, и другим, и третьим, да еще в сочетании с другими заболеваниями, в том числе онкологическими. Как было в данном случае. Только при такой организации работы хирургической службы «отказных» пациентов будет все меньше и меньше, – говорит академик Алекян.

Необходимо отметить, что успешный результат хирургического лечения данной пациентки в значительной степени был обусловлен не только мастерством хирургов Центра Вишневского, но также анестезиолога Вадима Андреевича Сизова, который сумел безупречно провести длительную анестезию, и реаниматолога Марианны Борисовны Раевской, которая помогла организму пациентки справиться со всеми трудностями послеоперационного периода.

В настоящее время женщина уже готовится к выписке из стационара. По словам врачей, прогноз на жизнь у нее благоприятный и со стороны сердечно-сосудистой системы, и онкологический.

Страница 214 из 312

Задачи Центра

Задачами Центра являются

Предоставление экстренной и неотложной медицинской помощи в повседневных условиях направленной на спасение жизни и сохранение здоровья больным и пострадавшим при различных жизни угрожающих состояниях, травмах, дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), пожарах, в особый период и во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и катастрофах.

Свидетельство о регистрации

Свидетельство о регистрации СМИ МИ-СГР ЭЛ 000040
выдано Министерством информации, печати и массовых коммуникаций ЛНР 18.07.2016

Яндекс.Метрика

      VK       OK       YT